Шесть тысяч лет вращается диск, насаженный на ось. Одни в нём видели гончарный круг, другие – колёса водяной мельницы, а кто-то транспортное колесо и, наконец, в нём рассмотрели аккумулятор кинетической энергии – маховик. Казалось бы, как можно ещё использовать это изобретение? Но иногда понять изобретение труднее, чем его создать…
Маховик (или маховое колесо) стал неотъемлемой частью не только непосредственно двигателя внутреннего сгорания, но и системы трансмиссии любого транспортного средства. Он представляет собой дискообразное механическое приспособление, которое крепится к заднему торцу коленчатого вала и выполняет функцию накопителякинетической энергии, а также создания инерционного момента.
С одной стороны – это массивный диск, который служит для устранения неравномерности частоты вращения двигателя при прохождении крайних «мёртвых» точек кривошипно-шатунного механизма, с другой стороны является необходимой деталью для крепления корзины сцепления автоматических или механических коробок переключения передач. Также благодаря зубчатому венцу, расположенному по всему диаметру маховика, обеспечивается зацепление его с шестерней стартера и, соответственно, раскручивание маховика и запуск двигателя.
Следует отметить, что кроме всего прочего энергия вращающегося маховика имеет так называемый момент импульса, создающего гироскопический эффект, который заключается в прецессии – явлении, когда момент импульса тела может изменять своё направление в пространстве.Одним из наиболее общеизвестных примеров гироскопического эффекта является создание детской игрушки «волчок» («йо-йо»). Более серьёзное применение эффект сохранения направления оси вращения нашёл в военной и космической промышленности, а также часто используется в успокоителях качки кораблей.
Таким образом, круглая, массивная «железяка» (по мнениюмногих) обладает многими параметрами и характеристиками и представляет собой необычайно важную деталь силовой установки и трансмиссии всех видов транспортной техники. Поэтому ремонт маховиковдолжны выполнять профессионально подготовленные и технически грамотные специалисты. Штатом таких сотрудников, которые обладают необходимыми навыками и опытом, а также производственной базой и самым современным оборудованием располагает компания «Маховик Турбо», которая выполняет ремонт маховиков в Киеве в установленные сроки и с гарантией качества.
К настоящему времени собрано немало доказательств того, что эффект маховика был известен ещё с древних времён. Одним из таких примеров является гончарный станок с диском диаметром около метра и весом более ста килограммов, изготовленным из обожженной глины, который был обнаружен во время археологических раскопок в Междуречье.
На протяжении многих веков маховое колесо получало всё большее распространение и непрерывно совершенствовалось. Свой вклад в развитие этого устройства внёс знаменитый изобретатель Леонардо да Винчи, по чертежам которого был восстановлен маховик со сферическими грузами. В период промышленной революции изобретатель Джеймс Уатт установил маховик на своей паровой машине. Он выравнивал колебания при прохождении поршнем крайних «мёртвых» точек, а его соотечественник Джеймс Пикард начал использовать маховик в сочетании с кривошипно-шатунным механизмом.
Долгое время классический вариант маховика, который входил в комплектацию практически всех двигателей внутреннего сгорания, оставался неизменным. Он прекрасно справлялся со своими функциональными обязанностями и удовлетворял все технические требования, а реставрация маховиков не представляла особых сложностей. Но прогресс в автотранспортной промышленности не стоял на месте. Мощность двигателей непрерывно росла, на них начали устанавливать турбокомпрессоры, а трансмиссия пополнилась автоматическими коробками передач. Если совсем недавно, каких-то 20-25 лет назад, наиболее распространённым был двигатель, имевший мощность около 80 л.с. при объёме 1,6 куб. см., то теперь этот же объём позволяет развивать мощность более 120 л.с., что стало серьёзным испытанием для обычного маховика. Он перестал справляться с повышенной вибрацией, гасить крутильные и колебательные моменты, которые начали вызывать резонанс в кузове и оказывать разрушительное влияние на систему трансмиссии. Особенно это касается автоматическихкоробок переключения передач, для которых любая вибрация не допускается. Также существенно снизилась комфортность при управлении транспортным средством.
Такое несоответствие послужило причиной создания двухмассового маховика. Он более эффективно сглаживаетнеравномерность работы двигателя, устраняет вибрацию и, одновременно, выполняет роль корзины сцепления. Вначале двухмассовый маховик устанавливали на автотранспорт с АКПП, но затем он получил распространение и вмеханической трансмиссии. Основными деталями этого устройства являются первичный и вторичный диски (первый крепится непосредственно к коленчатому валу и имеет венец для запуска, а второй к коробке передач), демпферные пружины, фланец, подшипник и уплотнительная крышка.
Конструкция модернизированного маховика включает в себя множество различных деталей, а ремонт демпферных маховиков представляет собой довольно сложную техническую задачу, с которой может справиться только специализированное предприятие, располагающее необходимым оборудованием и специальным инструментом. Компания «Маховик Турбо» производит качественный и своевременный ремонт двухмассовых маховиков, предоставляет обязательную гарантию, а квалифицированные консультанты смогут ответить на все вопросы, связанные с эксплуатацией этого важнейшего узла трансмиссии.